В который раз хочу поговорить об одной из лекций в "Архэ". На сей раз темой лекции был предмет схожести христианской мысли и демократии, отчетливо прослеживающийся в работах Николая Кузанского, известного философа Возрождения. Для сторонников эвклидового ума здесь может быть не так много интересного, но для желающих понять мир и ее главную политическую систему во множестве противоположностей тут самое место. Базисом демократического общества по мнению Кузанского, а также еще и Хайдеггера, является возможность индивида выйти из себя. Человек выходит из себя до пределов беспредельного бытия. Это именно то пространство, откуда берется личностный рост, толерантность, вклад в общее целое и др. Все это определяется богословом Григорием Паламой в теологии в пределах понятий "благодать", "свет", "откровение". Кроме того, в работах Кузанского, например, в таких, как "О видении Бога", есть описание творца, как "видящего". Когда Господь видит молящегося, он преисполнен любовью к нему. При этом, верующий понимает, что Бог любит, потому что он видит его и, соответственно, Бог также любим за его дар "видения" и этот его дар может распространяться дальше. Этот феномен можно понимать, как влияние производства на рабочие места и увеличение потребления, за счет зарплаты (заводы через рабочих создают потребительский спрос и рост экономики); как улучшение материального состояния людей, за счет открытия у предприятия маркетингового отдела (предприятие делает рекламу, которая позволяет людям заполучить блага и жить лучше) и многое другое. Человек как бы учится "видеть" хорошие последствия своей работы для других людей. Также немаловажным будет и то, что человек начинает больше любить себя. Ведь следуя логике Кузанского, Бог создал мир, природу и явления точно также, как и человека, поэтому человек поступает правильно и когда он любит плоды творения Бога, и когда он любит себя, потому что он сам - плод творения Бога. Поэтому права и свободы человека в демократии ценятся как что-то улучшающее духовное состояние личности, его удовольствие от жизни, - важное проявление политики в качестве жизнеобеспечения хорошим и праведным существованием.