Настало время поговорить о лекциях центра "Архэ" и в этот раз хотелось бы затронуть творчество достаточно полюбившегося мне автора Дона Мигеля де Унамуно. До этого Унамуно мне был знаком по роману "Туман", достаточно аллегоричному произведению с описанием множества внутриуровневых задач внутри сквозной темы героя искателя любви (жизнь - это игра), и менее известен своей философией. Теперь мне становится ясно, что сюжетное напластование - это выражение темы подлинности в его творчестве. Достаточно комичной будет звучать фраза "Кто эти пришельцы?" из произведения Станислава Лема "Солярис" в этом контексте. Да, порой люди, старающиеся отличиться тем или иным достижением или необычным поворотом судьбы, смотрятся нелепо или даже как-то несоразмерно нетривиальными в соотношении с героями Унамуно или некоторыми другими испанской литературы. О чем, например, говорит строчка "Бог нереален, коль был бы Бог реален, и я бы был" в одном из его стихов. Но вопрос даже не в этом.
По большей части это сочетание реализма и мифологии, вечного и современного, через которое автор пытается найти преемственность событий, окружающих нас, и культурного прошлого. И это именно то, что двигает человечество вглубь первоочередных процессов всего круговорота событий. Человечество не будет идти вслед за имперскими идеями, также как мчаться на поводу у индустриализации. Все именно в некоем синтезе, дающем третий путь.
И еще один момент, который я выделил бы для вас из лекции. Важным тезисом Унамуно было положение, что мы живем не для познания, познание - функция жизни, нужно во что-то воплощать чувства. И так же, как можно критиковать не очень глубоких, или "не подлинных", людей, у Унамуно есть несколько слов для всех специалистов узкого звена, фанатов философствования или же излишне заинтересованных смыслообразованием современного искусства. Истина - это то, во что верят от всего сердца, от всей души, по его словам (философ также параллельно спорит с научной теорией, с объективизмом). Его целью становится десциентизация культуры. И в этом последнем аспекте, как для меня, конечно, выделяется трагический комизм Унамуно, известного поклонника Дон Кихота и никогда не умевшего выразить какую-никакую дистинкцию в своей работе. Насколько расходятся с его темой подлинности, например, его слова "Я был жизнью болен, а жизнь - смертельнейший недуг". Возможно, просто нужно оставить познание в покое в этом дискурсе, разве что упомянуть, что корень зла в эпигонстве или фанфаронстве, критика которых достаточно в пределах испанской литературы.